Долгая дорога в интернет







Пару месяцев назад одним женским глянцевым журналом был
проведен эксперимент: на неделю автору статьи отключили интернет и мобильный телефон
и посмотрели, как тот будет выкручиваться. Вывод оказался очевидным: прожить
без глобальной паутины, конечно же, можно, но сложно.


Но это для обычного пользователя. Для человека, который
работает непосредственно в Сети — например, занимается
интернет-трейдингом, наполнением веб-сайтов, или же осуществляет свои
профессиональные коммуникации через интернет — прожить хотя бы сутки без
нормального подключения просто невозможно.


А это значит, что от выбора интернет-провайдера зависит
очень и очень многое.


БРАК ПО РАСЧЕТУ


О том, как выбирать провайдера, рассказывать не будем: все
мы люди взрослые, умные, поэтому в состоянии самостоятельно оценить тарифы,
просмотреть на тематических форумах отзывы о качестве услуг той или иной
компании
и определить максимально выгодные для себя условия. Правда,
действует такая схема только для жителей крупных городов вроде Москвы и
Петербурга, в небольших населенных пунктах зачастую услуги доступа в интернет
предоставляет только один провайдер, поэтому особенно выбирать не приходится.


Поэтому, однажды подписав договор об оказании услуг с
провайдером, абонент надеется, что этот своеобразный брак относится к категории
заключаемых на небесах, а значит, никаких проблем, сбоев и прочих неприятностей
не будет. И только когда они все же случаются, многие абоненты впервые
обращаются к тексту договора
(иногда его выдают на руки, в большинстве
случаев провайдер размещает текст договора — оферты — на своем
официальном сайте). И вот тут начинается самое интересное...









МНЕНИЕ ЮРИСТА

Михаил Трофимов, адвокат Санкт-Петербургской коллегии
адвокатов:


Упущенная выгода — это доходы, которые человек бы
получил при обычных условиях, если бы его право не было нарушено. В случае с
интернет-провайдерами нарушается право пользователя на получение им услуг
(доступа в интернет) в соответствии с положениями договора. Для того чтобы
обращаться в суд с требованием о возмещении убытков, придется собрать
доказательства сразу трех фактов:


1) факта нарушения права, то есть условий договора;


2) факта причинения убытков и их размера — например,
неполучения вами гонорара или части гонорара из-за того, что вы не смогли
вовремя отправить работодателю заказанный материал по электронной почте;


3) причинно-следственной связи между фактом нарушения права
и причиненными убытками.


Последний пункт доказать сложнее всего. Скажем, даже если вы
лежите со сломанной ногой дома и из-за неработающего интернета не можете
выполнять свою работу, это еще не означает, что провайдер однозначно виноват и
должен будет возместить упущенную выгоду. Поэтому если вы вдруг решитесь на
тяжбу с интернет-провайдером, следует обратиться к специалисту — он
внимательно изучит ваш договор с компанией — поставщиком телематических
услуг и оценит вероятность того, что исход дела будет в вашу пользу.


КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ


При заключении любого договора первое, что в нем указывается, —
это реквизиты сторон. В договоре на оказание интернет-услуг обычно дело
ограничивается только именем абонента, паспортных данных с регистрацией и
пропиской провайдеру не требуется. Что нам только на руку: вопрос
анонимности в интернете в последнее время стоит особенно остро, особенно в
свете бешеной популярности пиринговых сетей
. С другой стороны, для
идентификации абонента могут использоваться и данные о его IP, а также сведения
о нахождении компьютера пользователя — их провайдер получает при оформлении
заявки на подключение к интернету. Ну ведь вы же и не думали, что мятая бумажка
с вашим адресом у технического специалиста — единственный ваш след в базе
данных провайдера?


Конечно, провайдер заявляет о неразглашении данных — в
полном соответствии с «Правилами оказания телематических услуг связи», где
сказано, что сведения об абоненте, а также об оказанных пользователю услугах
могут быть предоставлены только абоненту или его уполномоченному представителю,
а третьим лицам — только с письменного согласия абонента. Правда, есть
оговорка — «за исключением случаев, требующих предоставления указанных
данных в установленном законом порядке по запросу государственных органов и для
выполнения оператором принятых на себя обязательств». А это значит, что
прикрывать ваши тылы перед правоохранительными органами провайдер не будет —
сдаст сразу и со всеми потрохами.


Кроме того, не стоит забывать о вступившем в силу 1 февраля
этого года приказе №9 «Об утверждении требований к сетям электросвязи для
проведения оперативно-розыскных мероприятий»
. Согласно этому нормативному
документу, провайдер (и оператор сотовой связи) обязан предоставить
представителям силовых структур техническую возможность дистанционно читать
электронную переписку подозреваемых, прослушивать телефонные звонки и т.п.


Конечно, чисто теоретически такие действия должны
осуществляться только на основании соответствующего судебного решения. Но в
силу того, что дистанционный мониторинг отследить не может даже
интернет-провайдер, гарантии, что силовики не будут злоупотреблять своими
полномочиями, у нас нет. А это значит, что посторонние люди могут получить
доступ не только к информации о том, сколько фильмов в нарушение авторских прав
вы скачали из файлообменной сети и привлечь вас к ответственности через суд —
«на сторону» могут уйти данные о банковских операциях, деловых соглашениях и
т.п.


За границей с конфиденциальностью данных, получаемых
провайдером при подключении и обслуживании абонентов, все тоже обстоит далеко
не лучшим образом.


30 января этого года Европейский суд постановил, что
телекоммуникационные компании стран, входящих в Европейский союз, не обязаны
сообщать владельцам авторских прав данные о пользователях
, подозреваемых в
нелегальном копировании фильмов и музыки в интернете. Однако в постановлении
суда сказано, что каждая страна вправе самостоятельно определять, нужно
прибегать к подобной мере или нет.


Вот и решают государственные органы вопросы о раскрытии
данных абонентов кто во что горазд. Например, в Швеции летом этого года должны
вступить в силу правила, согласно которым провайдеры будут вынуждены раскрывать
данные о любителях скачивать музыку и фильмы из файлообменных сетей. Связана
такая жесткая политика правительства с функционированием ресурса The Pirate Bay
одного из крупнейших в мире пиратских сайтов, владельцы которого уже являются
ответчиками по искам компаний Warner Bros. Entertainment,
MGM Pictures, Colombia Pictures Industries, 20th Century Fox Films, Sony BMG, Universal и EMI Group. В Японии в конце марта четыре крупнейших провайдера
подписали соглашение, по которому они обязуются отключать от интернета
пользователей, пытающихся нелегально скачивать аудио- и видеофайлы при помощи
p2p-сетей.


ЧТО ДОЛЖЕН АБОНЕНТ


Конечно, не только пользование пиринговыми сетями может
стать причиной отключения пользователя от интернета или поводом для судебного
преследования — обычно в договоре провайдером подробно прописываются
обязанности абонента
(все в соответствии с буквой и духом российского
законодательства). Например, в договоре компании «Центел» (торговая
марка Qwerty) в приложении «Правила оказания услуг» приведен длинный перечень
обязанностей абонента:


1. Не распространять материалы, оскорбляющие человеческое
достоинство, пропагандирующие насилие или экстремизм, разжигающие расовую,
национальную или религиозную вражду, преследующие хулиганские или мошеннические
цели.


2. Не посылать, не публиковать, не передавать, не
воспроизводить и не распространять любым способом программное обеспечение или
другие материалы, полностью или частично защищенные авторскими или другими
правами, без разрешения владельца или его полномочного представителя.


3. Не использовать Сеть для распространения ненужной
получателю, незапрошенной информации (спама).


4. Не осуществлять попытки несанкционированного доступа к
ресурсам Сети, не проводить или не участвовать в сетевых атаках и сетевом
взломе.


5. Не допускать фальсификации информации, в том числе не
допускать использование идентификационных данных (имен, адресов, телефонов и
т.п.) третьих лиц, несуществующих обратных адресов при отправке электронных
писем и других сообщений и т.д.


Этот довольно длинный список так или иначе повторяется в
договоре каждого интернет-провайдера, так что практически любой пользователь
интернета, совершающий противоправные действия, может быть не только отключен
от Сети провайдером, но и привлечен к ответственности в судебном порядке.
Конечно, никто не будет сажать вас на скамью подсудимых за то, что в графе «имя»
при заполнении регистрационной формы вы указываете «Ктулху Великолепный», а в
графе «место проживания» — «город Новые Бюль-Бюль-Оглы». А вот за
распространение фашистской литературы или призывы к физической расправе над
национальными меньшинствами
представители правоохранительных структур вас
точно не погладят по головке. Причем дело касается не только владельцев сайтов
специфического содержания — «попасть под раздачу» может и обычный
пользователь, позволивший себе опубликовать на форуме или блоге экстремистское
высказывание (пусть даже и в шутку). Естественно, в этом случае ни о каком соблюдении
тайны связи провайдером речь идти не будет.









СРОКИ

«Правила оказания телематических услуг связи» устанавливают
строгие сроки для реагирования на заявления абонента. Что, согласитесь, очень
неплохо: бывает, что подключения к интернету новому абоненту приходится ждать в
течение месяца, а перерасчета за неоказанные услуги — и того дольше.


Зарегистрировать ваше заявление о желании воспользоваться
услугами данного провайдера должны в трехдневный срок с момента его подачи.
Отказать в приеме заявления и рассмотрении его оператор не вправе. В течение
30 дней техническая служба провайдера должна осуществить проверку наличия
технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных, при
ее наличии — заключить договор с заявителем.


Если же технической возможности нет (скажем, именно до
вашего дома на этой улице оптоволокно еще не протянули), сообщить об этом вам
должны в письменной форме в срок, не превышающий 10 дней с даты окончания
проверки.


Извещать об изменении тарифных планов провайдер обязан не
менее чем за 10 дней до вступления в силу новых тарифов. Правда,
обзванивать каждого абонента ни один оператор не будет — новости
публикуются на сайте провайдера или транслируются через другие средства
массовой информации (телевизионная реклама, реклама в метро и т.п.).


ЧТО ДОЛЖЕН ПРОВАЙДЕР


Хвала всем богам телекома, обязанностями одного только
абонента дело не ограничивается — уже упомянутые выше «Правила оказания
телематических услуг связи» устанавливают довольно жесткие требования к
провайдеру, которые тот обязан соблюдать неукоснительно
.


Рассмотрим самые важные из них с точки зрения пользователя
интернета:


1. Возможность пользоваться телематическими услугами должна
быть предоставлена абоненту круглосуточно, кроме случаев, предусмотренных
договором, — например, когда вы подключаетесь к ночному или дневному
тарифу.


2. Провайдер обязан бесплатно и круглосуточно оказывать
своим абонентам ряд услуг. Сюда относятся: предоставление информации об
оказываемых услугах, тарифных планах и зоне обслуживания, предоставление
абоненту данных о состоянии его лицевого счета, прием от абонента информации о
технических неисправностях, препятствующих доступу в интернет, предоставление
информации о настройках абонентского терминала и пользовательского оборудования
для пользования телематическими услугами связи.


Это значит, что в любое время дня и ночи вам должны
предоставить полную и подробную консультацию
— по телефону, через
форму обратной связи на сайте провайдера или другим способом. Конечно,
случаются неприятные ситуации, когда теоретически все эти услуги провайдер
оказывает, но на практике дело обстоит не так радужно — скажем, ожидать
ответа технического специалиста приходится час-полтора. В этом случае можно
обращаться с жалобой на провайдера в соответствующие инстанции — Роспотребнадзор или местные органы, занимающиеся выдачей лицензий на оказание телематических
услуг. Не факт, что улучшения последуют незамедлительно, однако серьезно
потрепать нервы провайдеру вам удастся, а при желании (и должной подготовке)
можно будет взыскать с него денежную компенсацию и в судебном порядке.


3. При заключении договора оператор обязан указать
диапазон значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью
передачи данных
, в пределах которого абонент вправе установить в договоре
необходимые ему значения.


Обратите внимание на слово «диапазон» — оно тут
является решающим. Дело в том, что до января этого года, когда вступили в силу
поправки к «Правилам...», провайдеры могли указывать в договоре только
максимальный показатель скорости для каждого тарифного плана — например,
до 128 Кбит/с или 1024 Кбит/с. Это означало, что скорость даже в 1-2 Кбит/с считалась приемлемой, а телематические услуги —
предоставленными пользователю в полном объеме в рамках договора. Гарантию могли
получить только юридические лица — для них провайдеры устанавливали и
минимальную планку скорости.


Теперь же и обычные абоненты получили какую-никакую, но
все же гарантию: провайдер должен в договоре указать минимальную скорость
пакетной передачи данных, причем она не должна отличаться от максимальной
больше чем в два раза.
В случае нарушения этого пункта абонент может
предъявить оператору претензию (обязательно письменную!), которую обязаны
рассмотреть в 60-дневный срок, и, если претензия будет признана обоснованной, в
10-дневный срок произвести перерасчет и возместить причиненные убытки.


4. В договоре провайдер обязан указать, какие он принимает
меры, препятствующие распространению спама и вредоносного программного
обеспечения.









ВХОДА НЕТ

Если у вас не грузится какой-то сайт, это совершенно не
значит, что на него была направлена DDoS-атака и ресурс, не выдержав такого
количества обращений, банально упал.


Причиной может быть и закрытие абоненту доступа к ресурсу по
инициативе провайдера — например, для ограничения трафика.


С другой стороны, блокировка доступа может исходить и не от
провайдера. Так, весной прошлого года решением Новосибирского суда был
ограничен доступ к четырем интернет-ресурсам, материалы которых были признаны
экстремистскими. Сайты «Кавказ-Центр», «ЧеченПресс», «Даймокх» и «Аланское
(Карачаево-Балкарское) информационно-аналитическое агентство», по мнению суда,
содержали «пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной
ненависти и вражды».


Процедура эта довольно сложная и не всегда
результативная — ведь ничто не мешает владельцам сайтов размещать их
материалы на «зеркалах». С другой стороны, в том случае, если владельцы
ресурсов находятся за пределами России и, соответственно, несут ответственность
по законодательству другой страны, блокировка доступа к сайту —
единственный способ ограничить распространение экстремистской информации.


СКРЫТАЯ УГРОЗА


Как и любой юридический документ, договор с провайдером таит
в себе множество подводных камней, на которые лучше обратить внимание еще до
того, как вы поставите свою подпись.


Например, в договорах часто содержится подобный пункт: «Оператор
вправе в одностороннем порядке изменять условия договора
, в том числе
изменять действующие тарифы, вводить новые приложения к договору, публикуя
уведомления о таких изменениях на сайте не менее чем за десять дней до
вступления изменений в силу».


А это значит, что заходить на сайт провайдера и
просматривать список последних новостей нужно с завидным постоянством: кто
знает, какой важный пункт захочет добавить оператор в договор.


Например, один из читателей Mobi пару недель назад пожаловался на то, что провайдер заблокировал ему весь трафик
протокола BitTorrent, и только после недельных
препирательств со службой поддержки он обнаружил на сайте в договоре новый
пункт. В нем говорилось, что провайдер имеет право ограничивать в любых формах
доступ в Сеть пользователю без уведомления и объяснения причин. И даже несмотря
на то, что этого положения на момент заключения договора с пользователем
предусмотрено не было, к оператору претензий быть не может: он воспользовался
своим законным правом и изменил договор в одностороннем порядке. Так что нам
оставалось только посоветовать читателю или сменить провайдера, или перестать в
таких объемах скачивать файлы из пиринговых сетей.


Еще один нюанс — так называемые безлимитные тарифы.
Как правило, несмотря на завлекательное название, они все же предусматривают
ограничения на входящий трафик. Прописываются эти ограничения также в договоре,
который, как мы уже сказали, большинство пользователей просто не читают. Вот и
случается, что абонент бежит к провайдеру с жалобой — какие могут быть
превышения трафика на безлимитном тарифе? — а тот указывает
соответствующий пункт в правилах оказания услуг и отключает от интернета до
конца текущего расчетного периода.


И самое неприятно, конечно, — это полное отсутствие
интернета
. Перебои в предоставлении услуг могут быть связаны со многими
факторами — поломкой оборудования провайдера или третьих лиц,
профилактическими работами или даже форс-мажорными обстоятельствами. Но козлом
отпущения (и пусть простят нас критики за такой нелитературный оборот) для
абонента все равно является провайдер — к нему в службу поддержки будет
названивать пользователь с требованиями немедленно включить интернет,
произвести перерасчет и вообще возместить упущенную выгоду.


Правда, добиться этого не очень легко — в договоре вы
наверняка найдете следующий пункт: «Оператор не несет ответственности за
перерывы в предоставлении услуг в случае сбоев программного обеспечения или
оборудования, не принадлежащих оператору и не находящихся под его управлением,
а также перерывы в предоставлении услуг, вызванные отказом электропитания.
Оператор не несет ответственности за прерывания связи, возникшие в связи с
проведением работ, необходимых для восстановления, поддержания
работоспособности и развития сети. Оператор не несет ответственности за
понесенные абонентом или третьим лицом убытки, связанные с пользованием
абонентом услугами». Придраться к провайдеру можно лишь в том случае, если о
проведении профилактических работ оператор не уведомил заранее. А вот
обращаться в суд для возмещения упущенной выгоды (тех денег, которые вы могли
бы заработать, но по вине провайдера их не получили) нецелесообразно — юристы,
специализирующиеся в гражданском судопроизводстве, считают это пустой тратой
времени.


 


Вывод из всего вышесказанного напрашивается только один — максимально внимательно читайте договор, который вам предлагает подписать
провайдер
. Если договор вам вообще не показывают (многие операторы
приравнивают оформление заявки на подключение интернета к подписанию договора),
ищите его на официальном сайте компании и разъясняйте все спорные моменты.
Какая минимальная скорость может быть предоставлена вам на данном тарифном
плане? Какие технические показатели не прописаны в договоре (полоса пропускания
линии связи, потери пакетов информации, временные задержки при передаче пакетов
информации). Какие сроки на устранение неполадок установлены провайдером? Все
эти данные помогут в дальнейшем — в случае расхождения заявленных и
реальных параметров вы сможете отстаивать свои права через Общество по защите
прав потребителей или суд.


Ну и, конечно, не мешает иметь под рукой запасной способ
доступа в интернет
— через GPRS или морально устаревший модем.






Сведения об абоненте, а также об оказанных пользователю
услугах могут быть предоставлены третьим лицам только с письменного согласия абонента


В Швеции летом этого года должны вступить в силу правила,
согласно которым провайдеры будут вынуждены раскрывать данные о любителях
скачивать музыку и фильмы из файлообменных сетей


Практически любой пользователь интернета, совершающий
противоправные действия, может быть не только отключен от Сети провайдером, но
и привлечен к ответственности в судебном порядке


Провайдер должен в договоре указать минимальную скорость
передачи данных, причем она не должна отличаться от максимальной больше чем в два
раза


Так называемые безлимитные тарифы зачастую предусматривают
определенные ограничения на объем входящего трафика








НА ДИСКЕ

1. Правила оказания телематических услуг связи.


2. Образец договора компании «Центел» (торговая марка Qwerty) на оказание телематических услуг.








взято здесь,

Екатерина Жигало
//Tue, 08 Jul 2008 23:22:00 +0400