Два ядра на четырех колесах
Мы
уже привыкли, что домашний компьютер может все. Он способен быть рабочей
станцией, музыкальным центром, телефоном, телевизором, кинозалом и игровой
зоной, источником информации и общения и многим другим. И почему бы такому
универсальному устройству, как компьютер, не поселиться в машине? Там он сможет
объединить в себе функции всех самых навороченных магнитол и навигаторов, а так
же предоставить пользователю множество других возможностей, вообще нетипичных
для автомобиля.
НЕ КАЖДЫЙ КОМПЬЮТЕР... КОМПЬЮТЕР! |
Автомобильный Наиболее |
ОТ КАМЕННОГО ВЕКА К…
Кстати,
самые первые carPC появились именно от неудовлетворенности автомагнитолами.
Были они сплошь кассетными, ибо редкие и дорогие «сидишные», кроме аудиодисков, ничего не проигрывали. А
формат MP3 в машине иметь уже хотелось, да еще и в комплекте с возможностью
хранить MP3-файлы, желательно в неограниченном количестве — как на
домашнем компьютере. В общем, очевидная мысль — установить компьютер в
автомобиль — постепенно начала посещать светлые головы.
Для
этого предстояло решать задачи сложные и
героические. Самой большой трудностью была
добыча информации об MP3-треках без монитора и управление ими без клавиатуры и мыши.
Путем сложных экспериментов был придуман и создан выносной модуль-контроллер
с несколькими кнопками и небольшим ЖК-дисплеем, который располагался рядом
с водителем и подключался к стоящему в багажнике системному блоку. Этот
контроллер отображал музыкальные треки и позволял ими управлять. В общем, после
преодоления многих проблем счастливчик получал здоровенный сундук в багажнике,
который хранил и даже успешно воспроизводил MP3-музыку. И все — больше эта
конструкция ничего не умела.
Когда
CD/MP3-ресиверы перешли в категорию доступной техники, а автомобильные
ЖК-мониторы всех видов перестали быть экзотикой, развитие автокомпьютеров пошло
по «домашнему» направлению. Пользователям захотелось иметь в машине все функции
PC. Причем не только те, которые компьютер выполняет дома, но и чисто
автомобильные фишки, типа GPS-навигации или дорожной видеорегистрации...
И
появилось целое движение технофанатов, которые увлеченно взялись оснащать
компьютерами свои автомобили.
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ УСТАНОВИТЬ CARPC
Однако
автомобильные магнитолы с каждым днем обрастают новыми функциями, причем
достаточно серьезными, поэтому отношение к автомобильным компьютерам у многих
водителей довольно скептическое: «Да у меня магнитола и музыку, и видео крутит,
а у знакомого вообще все есть — даже большой дисплей выезжает, на нем и
видео, и навигация! Что еще нужно? Зачем компьютер?!»
Мнение
это весьма распространенное, вызвано оно и красивой рекламой новинок в
автомобильной прессе, и полной неосведомленностью публики о таком явлении, как
автомобильные компьютеры. Поэтому о функциях carPC четкое представление
имеют только единицы. Значит, нужно провести сеанс ликбеза и подробно
рассказать о том, почему автомобильный компьютер — это хорошо.
Причина первая
Автомобильный
компьютер полезен в повседневной эксплуатации. Правда, как мы уже сказали,
очевидно это далеко не всем. Ведь каждая вторая магнитола воспроизводит все
форматы аудио- и видеофайлов на собственном или внешнем мониторе, навигаторов
всех форм и цветов — завались, GPRS-интернет — на каждом
коммуникаторе. Но это все куча разных устройств. А carPC — один, и дает
все, что только можно потребоваться в машине, и даже намного больше.
Но
главный мегаплюс — уникальные по сравнению с любой аппаратурой
универсальность и гибкость системы. Возник новый формат аудио- или видеофайлов —
нужно всего лишь установить на компьютер соответствующий плеер или кодек.
Появился повсеместно быстрый интернет WiMax — достаточно просто докупить
USB-WiMax-адаптер. Выпустили новую очередную навигационную программу — ну
так надо ее протестировать, установив демоверсию программы в дополнение к уже
имеющимся пяти. С мультимедийными магнитолами и коммуникаторами подобные фокусы
не пройдут: апгрейд железа и софта либо весьма дорог, либо вовсе невозможен.
Причина вторая
Заполнение
пустот. СarPC поселяются в любых машинах, от «газели» до BMW, но наиболее уместны они (в
первую очередь при некоммерческой — самостоятельной — установке) все
же в тех авто, где чего-то не хватает. Недорогой или немолодой автомобиль
кажется пустоватым, несовершенным, вызывает желание наворотить там
всякого-разного, на что, заказывай владелец штатные опции, ушло бы целое
состояние. Поэтому carPC — отличный способ недорого оснастить свое авто
уникальными приборами, которых нет и не будет у аналогичной машины, а то и
классом выше.
Причина третья
Эксперименты
с carPC может начать любой, причем финансовые затраты будут минимальными, тогда
как шансы на успех — наоборот, очень высокими. Успех, кстати, может стать
не только сугубо функциональным, когда автомобиль будет укомплектован под нужды
владельца от и до — чуть ли не тапочки в зубах будет ему подносить. Таким
нехитрым образом можно еще и пыль в глаза пускать. И это несмотря на то, что
публика уже наелась публикациями о тюнинге, нагулялись по разным
«Автоэкзотикам», а меганавороченные аудиоинсталляции редко кому сносят башню.
Но при этом компьютер в автомобиле для большинства людей все еще остается
чем-то удивительным. И простейший комплекс из системника (сюда подойдет
ноутбук с разбитой матрицей за скромные $200), подключенный к недорогому
монитору и AUX-входу автомагнитолы, аккуратно установленный в автомобиль,
производит на людей неизгладимое впечатление — вроде джакузи вместо
заднего сиденья.
Причина четвертая
Техническое
творчество и эксперименты. Компьютерная техника с ее унифицированными разъемами
и легким монтажом многим позволяет чувствовать себя технарями и уверенно
реализовывать свой техническо-творческий потенциал. Компьютер в автомобиле —
широчайшее поле для экспериментов с железом и софтом в сложных и нестандартных
условиях. Даже идя по упрощенному пути при создании несложной компьютерной
автосистемы, каждый сможет найти оригинальные и нетипичные технические решения,
которые позволяют сильно поднять личную самооценку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
Впрочем,
перечисленные нами причины кому-то могут показаться неубедительными — техноромантики
далеко не все, практичных скептиков куда больше.
Для
них разберем автомобильный компьютер от А до Я.
Начнем
с его функций. Во всем ворохе возможностей carPC можно выделить четыре основных
направления: мультимедиа, навигация, видеорегистрация и доступ в интернет.
Мультимедиа
«Всеядность»
современных мультимедийных автомагнитол относительна: некоторые форматы аудио-
и видеофайлов они не поддерживают, а если и соглашаются милостиво воспроизвести
песенку, то получается это криво и странно. Количество поддерживаемых
магнитолами кодеков ограничено, а обновить их по компьютерной методе — скачав последний K-Lite —
невозможно. Поэтому сarPC — несомненный лидер по поддержке всех типов
мультимедийных файлов и носителей, а так же по управлению ими.
Мультимедийная программа-оболочка для удобства управления при движении |
Ни
одна магнитола не обладает полным набором интерфейсов для внешних источников
мультимедиа: у одной нет линейного входа, у другой — USB, никто не читает
карты типа CF, XD или Memory Stick, а адаптер для iPod часто идет как
очень дорогая опция. CarPC способен работать со всеми типами медианосителей
и медиаисточников с помощью CD/DVD-привода, AUX-входа, кард-ридера, USB-хаба,
«блютуса» для A2DP-плееров, телефонов и hands-free. Разумеется, нет никаких
проблем с количеством вложенных папок, одновременно выводимых на экран треков и
роликов, созданием плейлистов, отображением русских названий, управлением
файлами (переименование, перемещение, систематизация).
Ценителям
качественного звука carPC может предложить значительно больший сервис, нежели
основная масса головных устройств. Разнообразие настроек и функций
звуковоспроизводящих программ вкупе с высококачественной звуковой картой позволят
создать концертный зал на колесах или машину соревновательного уровня. И все
это — с меньшими затратами, нежели предлагают автоаудиобренды на базе
своих «голов» и звуковых процессоров. Желающим построить автокинозал понравится
легкость реализации 5.1-канального «дивидишного» звука, так как выбор
автомагнитол с выходом DTS или Dolby Digital пока невелик, а наличие его
далеко не всегда гарантирует соответствие магнитолы всем остальным вашим
пожеланиям.
Компьютерные
игры в машине в их современном понимании — фанатизм, граничащий с
безумием, и с этим нельзя не согласиться. Однако несложные, но яркие и
красочные игрушки из разряда тех, что принято называть офисными, никогда не
будут лишними. И ребенка отвлечь, и самому скрасить ожидание в пробке,
покрутив, скажем, лягушку «Зумы». Тем более что ресурсов «железа» они не
требуют. И потянет их carPC в любой конфигурации.
Навигация
«Услуги»
навигации предоставляют несколько разновидностей устройств, и все они — не
без недостатков.
У
большинства PND (portable navigation device) главная проблема — неспособность
получать извне информацию о пробках и с ее учетом корректировать маршрут.
Путеводные свойства большинства программ схожи, но их функциональность без
информации о пробках резко падает. Для некоторых пользователей — даже до
состояния полной непригодности. Также нет возможности устанавливать более одной
навигационной программы (для Москвы, иных крупных городов или бездорожья удобен
разный софт), да и карты к популярным «путеводителям», типа iGO, «Навител
Навигатор», «Автоспутник», «Garmin Навиком» обновляются в лучшем случае раз в
полгода, что в условиях постоянно растущих и перестраивающихся городов — непозволительно
долго.
, |
На экране 8 дюймов навигация гораздо нагляднее! |
Еще
одна проблема — маленькие дисплеи. Правда, казалось бы, голосовые
подсказки дают возможность почти не смотреть на экранчик устройства и
радоваться исключительной компактности девайса. Реально же роль дисплея гораздо
выше, а на таких мониторах почти ничего нельзя разглядеть (особенно при
уменьшении масштаба), да и оперативно управлять устройством пальцем непросто.
Самые
верные и оперативные данные о пробках есть в тех навигационных программах,
которые используют данные обратной связи без влияния человеческого фактора,
автоматически. Для работы с этими программами нужен выход в интернет. GPS-приемник
в составе навигационной системы всегда знает, с какой скоростью машина движется
и в каком направлении. Эту информацию он регулярно сбрасывает через GPRS на
сервер. И уже программа на сервере формирует максимально объективную и
актуальную картинку, основанную на информации от тысяч реально движущихся (или
стоящих) по реальным улицам города автомобилях. Так, например, получает (и,
соответственно, раздает пользователям) данные о пробках навигационный софт CityGuide (www.probki.net).
А еще CityGuide обещает бесплатное
ежедневное мобильное обновление карт через GPRS. Если сегодня где-то появился
«кирпич» или пропал поворот, завтра это уже будет на вашей карте.
Использовать
навигационные программы с реальной информацией о пробках и оперативно получать
обновления карт позволяют коммуникаторы или смартфоны с GPRS- и GPS-модулями. К
тому же на них можно устанавливать сразу несколько навигационных программ. Но и
они не лишены тех минусов, что и PND: диагонали дисплея коммуникатора в 3-4’’ объективно
недостаточно для навигации. Что уж говорить о крошечных экранчиках смартфонов.
Навигация
на дисплеях в 6,5-7’’ имеется в некоторых мультимедийных головных устройствах
(магнитолах) и некоторых штатных аудиосистемах. Но картину опять-таки портят
отсутствие GSM/GPRS и, как следствие, данных о пробках и плохое обновление
карт.
CarPC
же совмещает все лучшие функции и добавляет свои. Проблемы с пробками и свежими
картами решены так же, как и на коммуникаторах/смартфонах: CityGuide, GPS-приемник
и GPRS-или CDMA-модем — и на экране
полноценная векторная карта, пробки и обновления. Кроме возможности установки
нескольких программ мощный процессор позволяет одновременно использовать и
браузер, и MP3-плеер. Винчестер способен хранить множество карт, в том числе и
увесистых растровых. Да и дисплеи с диагональю 7-8’’ и разрешением 600х800
точек радикально отличаются как от небольших экранов портативных устройств, так
и от больших экранов магнитол, которые выводят данные на экран с куда меньшим
разрешением.
Именно
carPC способен дать максимально эффективную навигацию. Но он даст ее человеку,
который не ленится работать головой и пользуется с помощью автокомпьютера
лучшими свойствами различных навигационных источников. Идеального софта нет. И
даже казалось бы эффективных программ, вроде CityGuide, не всегда достаточно.
Поэтому продвинутые «карписишники» не пренебрегают никакими источниками
информации, которые может дать carPC — и ресурсом «Яндекс.Пробки», и
данными «Смилинка», и изображением с дорожных веб-камер.
Видеорегистрация
Тем,
кто много времени проводит за рулем, часто приходится сталкиваться с
проблемными ситуациями. Это и пресловутые «подставы», и аварийные дела, и
вымогательство гаишников. Да и вообще в целом наши дороги и наши водители —
тот еще зоопарк, и любителям забавных, необычных или даже трагичных
видеороликов есть что поснимать — только успевай сливать на YouTube. Поэтому непрерывная
видеозапись дорожной ситуации — важный фактор личной безопасности и
отдушина для «сам-себе-режиссеров», у которых часто время, проведенное за рулем —
единственно свободное для любительской съемки.
Многофункциональный видеорегистратор серии GDV |
Многие
знают о компактных видеорегистраторах на флэш-памяти за сотню баксов. Однако иначе
как игрушками их назвать трудно. Примитивный функционал, несменная камера с
маленьким разрешением и плохой светочувствительностью, низкая частота кадров. А
у некоторых даже отсутствует видеовыход, чтоб тут же, на трассе,
продемонстрировать снятое видео оппоненту — второму участнику ДТП,
«подставщику» или гаишнику, дабы разрулить ситуацию на месте.
Эффективная
техника тоже есть, но о ней известно куда меньшему количеству автолюбителей.
Это приборы, регистрирующие на флэш-памяти или жестком диске сигналы с четырех
и более камер, причем записывается как изображение, так и звук.
Видеорегистраторы работают с любыми камерами, в том числе с беспроводными, и
способны включаться по сигналу охранной системы, накладывать на изображение
GPS-координаты, действия водителя (включение поворотников, стоп-сигналов,
габаритов, открытие дверей) и т. д.
Например,
хорошим функционалом отличаются устройства серии GDV (www.cardvr.ru,).
Небольшое энергопотребление позволяет им писать видео ночь напролет и
фиксировать все — от малолетних хулиганов, забравшихся в автомобиль у
подъезда, до номера машины, зацепившей вас при маневре на парковке и скрывшейся
с места ДТП. Впрочем, цена этих устройств впечатляет не меньше, чем их
возможности — стоимость регистратора составляет 14-16 тысяч рублей. И
это только за устройство (без камер, памяти и монитора), которое, кроме
видеозаписи, ничего больше не умеет.
Поэтому
за такую сумму куда практичнее установить гораздо более многофункциональный
carPC. Ток он, разумеется, потребляет больший, и оставлять его в режиме
видеозаписи на ночь — рискованно. Это, конечно, минус. Но зато
единственный. А манипуляциями с видеозаписывающим софтом, различными типами
камер, платами видеозахвата и производительностью системы можно решать
практически любые задачи. Сюда относится съемка «глазами водителя», обзор
при маневре задним ходом, запись общения с пассажирами или собеседником с
противоположной стороны двери, отправка видеоролика через GPRS и т. д.
Этим автомобильный компьютер отличается от навороченных специализированных
систем видеонаблюдения, где все критичные для водителя недостатки приходится
принимать такими, как есть, без возможности их исправить.
Интернет
Без
выхода в интернет любой компьютер сегодня если не мертвец, то уж точно инвалид.
Стоимость и скорость различных видов мобильного интернета комментировать не
будем — каждый решает сам для себя, какого количества байтов в секунду ему
достаточно для комфортной навигации в Сети.
Нам
важно потенциальное наличие нормального развлекательного серфинга по
интернету как дома — с посещением ненужных ссылок только любопытства
ради, параллельным скачиванием полезных программ, забавных видеороликов, флэш-мультиков
и прочей ерунды, без которой уже не мыслит интернет-навигации избалованный
безлимиткой пользователь.
Интернет
на экране коммуникатора с диагональю 2-3’’ пригодным для нормального
использования назовет только отчаянный оптимист. Ну, почту посмотреть, погоду,
адрес, в аське поболтать — еще туда-сюда. Но не более. Все остальное —
труднообъяснимый мазохизм. Поэтому, если вы уже не мыслите без нормального
(подчеркиваем: нормального!) интернета свою жизнь, то для вас и вашего
автомобиля подойдет только carPC — среди разнообразных предложений на
рынке car-аудио и car-мультимедиа аналогов
практически нет.
ДОРОЖНЫЕ ВЕБ-КАМЕРЫ |
Кстати, Камеры Например, |
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?
Разобравшись
с функциональным многообразием автомобильных компьютеров, перейдем к
архитектуре carPC.
По большому счету,
автомобильный компьютер с точки зрения своего устройства мало чем отличается от
компьютера домашнего. А это значит, что должен как минимум существовать
системный блок — мозг всего автомобильного компьютера.
Безкорпусный монтаж carPC в нише заднего левого крыла Volkswagen Golf |
В
«хоббийном» варианте чаще всего системный блок бывает самодельным — в виде многочисленных
вариантов разнообразных ящиков из металла и пластика, которые владелец
наполняет нужным ему железом. Размещается корпус под сиденьями, в багажнике, в
бардачке — где угодно. Не редкость и «открытое» оформление, когда
материнская плата и все прочие компоненты монтируются на куске какого-нибудь
листового материала. Подобная компоновка удобна для размещения в естественных
пустотах автомобиля — например, в нише крыла в багажнике.
, |
, |
Сенсорный монитор. Вариантов установки – множество |
Для
компактных мобильных и специальных систем предназначены миниатюрные мобильные
блоки (mini, nano и picoITX) и «маложрущие» процессоры. Но их ресурсов
настоящим carPC-маньякам мало, поэтому в компьютеризированных авто сегодня
встречается практически весь ассортимент современных компьютерных компонентов.
В том числе и двуядерные процессоры. Видео и аудио, как правило,
интегрированные (конечно, если владелец — не аудиофил и не фанат игр).
Используются и вибростойкие ноутбучные 2,5’’ жесткие диски, и стандартные 3,5’’.
Оптические приводы, как правило, «слимовые» с щелевой загрузкой, для
подключения используется интерфейс USB.
Монитор, встроенный в консоль |
СРОК ЖИЗНИ CARPC |
Много Этот Впрочем, |
Блоки питания от автомобильной сети 12 вольт |
Использовавшаяся
пионерами carPC-движения комбинация из
преобразователя-инвертора 12/220 вольт и стандартного AT- или ATX-блока
питания сейчас популярностью не пользуется из-за чрезмерного потребления тока и
частых перезагрузок при вращении стартера. Сегодня применяются несколько видов
специальных блоков питания для автомобильных компьютеров — полностью
готовые промышленные, собранные самостоятельно, и даже переделанные ATX. В
промышленных, а иногда и в самодельных блоках питания обязательно реализована
защита от критического разряда аккумулятора, плюс несколько алгоритмов
включения-выключения. Большинство промышленных блоков имеют
безвентиляторное охлаждение, а некоторые имеют настолько миниатюрные размеры,
что просто втыкаются в разъем питания на материнской плате.
, |
В таких условиях куется будущее автомобильной электроники! |
Дополняют
систему GPS-приемник, модуль Bluetooth, GPRS/CDMA-модем или телефон в роли
модема, камера (одна или несколько), выносные входы для флэшек, кард-ридеры,
USB-хабы, нарульные инфракрасные пульты. В общем, все что душе угодно.
Как
основной интерфейс управления в автомобильном компьютере традиционно
используется сенсорный монитор (с VGA-входом, разрешением от 600х800 и USB-интерфейсом для канала управления),
ибо возиться с мышкой и клавиатурой в салоне не особенно удобно. Среди таких
дисплеев относительно несложно подобрать нужный, хотя по меркам
«неавтомобильного» мониторного рынка выбор более чем скромен. Самая
распространенная диагональ — 7-8’’, при этом монитор может быть в
«автомагнитольном» корпусе 1- или 0,5-DIN с моторизованным дисплеем или
классического типа, как домашний. DIN-варианты
устанавливаются в магнитольные отсеки и могут оснащаться встроенным
FM/TV-тюнером и усилителем. Классические мониторы встраивают в консоли,
подголовники, делают съемными — варианты ограничены только фантазией и,
отчасти, конструкцией автомобиля.
carPC под водительским сиденьем. Самодельный корпус |
Однако
попасть пальцами в ярлычки Windows и кнопки запуска программ во время движения
автомобиля очень непросто, особенно если рассекаете вы не по гладкому
Кутузовскому проспекту, а по сельской «трассе» где-нибудь под Саратовом. Для
помощи водителю используются дополнительные программы-оболочки, заточенные
для работы сенсорных дисплеев в автомобильных условиях. Основная фишка этих
программ — удобные крупные кнопки и быстрый доступ к мультимедиа, как
наиболее востребованному в пути софту и контенту. Одна из самых популярных
подобных программ — In Car Terminal. О ней удивительно лаконично
и грамотно отозвался один из пользователей форума www.pccar.ru,: «...некоторое время назад
достигла совершенства, стала бесплатной и прекратила дальнейшее развитие...».
Внешний USB оптический привод |
МАГНИТОЛА ЕЩЕ ПОСЛУЖИТ! |
На В Да и |
СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ?
CarPC —
это в первую очередь технохобби, но, разумеется, есть и «тематические»
коммерческие компании. Несмотря на то, что эта сфера пока не очень развита, уже
существует небольшой рынок частично и полностью готовых устройств и платформ, а
также услуг по их установке или созданию системы с нуля.
, |
Системный блок. Готовый покупной |
Не
хочется собирать системник самому? Пожалуйста, можно приобрести готовый. Блок
промышленного производства с корпусом в виде одного большого радиатора
обеспечит компонентам эффективное пассивное охлаждение, защиту от пыли и
повреждений, а установить его можно под сиденьем или в багажнике. Для автомобилей
с 2-DIN-магнитольным отсеком отлично подойдет системный блок в виде
«магнитольного» корпуса размера 1-DIN, а «вторым этажом» поверх него легко
встанет семидюймовый моторизованный дисплей — тоже в «однодиновом»
корпусе.
, |
Все в одном» InFill G4 |
При
желании можно купить не просто системник, но и продвинутый девайс типа
all-in-one, выполненный в «автомагнитольном» формате 1- и 2-DIN: кроме
собственно компьютера там уже есть моторизованный сенсорный дисплей,
GPS-приемник, TV- и FM-тюнеры, усилитель и DVD-привод. Останется только подключить
устройство к 12-вольтовой бортовой сети.
На
базе готовых системников собрать собственный автокомпьютерный комплекс гораздо
проще, а устройство «все в одном» вообще можно самостоятельно инсталлировать за
полдня. Если не сильно морочиться с мелочами вроде не очень красиво проложенных
проводов, эта работа покажется не сложнее установки автомагнитолы.
Разумеется,
эти услуги могут предложить установочные студии и центры. Многие уже не делают
круглых глаз при виде заказчика, желающего компьютеризировать свое авто, а тут
же берут в работу его идеи или предлагают свою концепцию. Как на базе
вышеупомянутых компонентов и девайсов, так и с нуля, собирая систему в любом
корпусе и любом месте авто, из любых комплектующих, заказанных клиентом. Уже
даже появились конторы, которые занимаются carPC не постольку-поскольку, а
развивают это направление как основное и перспективное (например, www.digitalcar.ru).
, |
Установка carPC в автомобиль Toyota Ipsum в установочном центре DigitalCar |
Сильная
сторона коммерческих инсталляций — качественное внешнее исполнение. Сложные арматурные работы по
сборке-разборке салона, изготовление разнообразных накладок, рамок и иных
декорирующих элементов, покраска в цвет, обтяжка кожей и иными материалами и т. д. —
это то, что «кустарю-одиночке с мотором» часто сделать не под силу из-за
отсутствия инструментов, материалов и навыков. Также услуги профессиональных
установщиков незаменимы, когда необходимо серьезно поработать над
аудиосоставляющей автомобильного компьютера. Конечно, собственно подбор,
установка и настройка комплекса усилителей и акустики не имеет привязки к
источнику звука — разницы между компьютером и автомобильной «головой»
почти нет. Но от этого задача не становится менее трудоемкой и требующей опыта,
знаний и умений, которыми может похвастаться далеко не каждый автовладелец.
Другое
дело, что carPC как явление и движение
зародилось и развивается в первую очередь не на заказчиках готовых систем, а на
тысячах энтузиастов, самодельщиков, экспериментаторов, любителях технического
творчества, нашедших оригинальную нишу для приложения своего креатива и делающих
действительно удивительные вещи. Надеюсь, не ошибемся, если предположим, что
читателям Mobi гораздо ближе именно такой подход.
МАГАЗИН НА ДИВАНЕ |
Даже 1. 2. Prology PCM-750T. Популярная модель моторизованного 7’’-VGA-монитора с 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ И ФИРМЕННЫХ CARPC
По
прогнозам портала Automotive Design Line, в связи с необходимостью
иметь в машине большую емкость для хранения навигационных карт и
мультимедийного контента, уже в 2010 году все автобренды будут включать
жесткие накопители в состав штатного оборудования машин. Однако это вовсе
не свидетельствует о том, что в 2010 году все машины будут оснащены carPC.
В
принципе, при современных темпах «оцифровки» и информатизации мира компьютер в
автомобиле когда-нибудь станет таким же естественным элементом, как
автомагнитола сегодня.
Материнская плата размером с игральную карту. Такой carPC влезет даже в пепельницу! |
Вопрос
в том, как он будет выглядеть. Сегодняшние разработки энтузиастов carPC, как
любительские, так и коммерческие, чаще всего копируют компьютеры в их домашнем
понимании. А это значит, что автомобилист получает полный функционал и
отсутствие ограничений по софту и железу — он волен работать с любыми
программами и типами файлов. Соответственно, эти системы подвержены большинству
«домашних» проблем — траблы от «левого» софта, вирусы и т. д. Но
так как эти компьютеры не связаны со штатными электронными узлами и модулями,
любые их зависания и баги не влияют на работу важных автомобильных систем,
отвечающих за управление, торможение, стабилизацию. Поэтому можно
предположить, что штатные автомобильные компьютеры от автопроизводителей будут
жестко ограничены в функциональности, касающейся возможности загружать софт и
файлы. По этой причине наверняка будут использоваться упрощенные
операционные системы и соответствующее им маломощное «железо». Стало быть,
штатные carPC будут всегда сильно отставать от десктопов и ноутбуков, и догнать
их не смогут, да и не будут пытаться.
, |
Две картинки на одном дисплее от Bosh |
Что
может способствовать развитию и распространению любительских carPC и фирменных
универсальных aftermarket-систем? Одним из таких факторов, очевидно, станет
субминиатюризация материнских плат, которая уже вовсю происходит — например,
платы picoITX от VIA по своим размерам соответствуют обычной игральной карте
(10х7,2 см). Такой компьютер можно разместить даже в пепельнице — несомненно,
это широкое поле для разработчиков carPC.
Из
того, что еще не вышло за рамки концептов и пробных шаров, наиболее
перспективными выглядят дисплеи с тактильной отдачей. Именно дисплеи с
тактильной отдачей способны создать революцию в тачскрин-интерфейсах (а вовсе
не разнообразные «iPhone-подобные» программные
продукты.) Эксперименты с дисплеями с физическим откликом на нажатие ведут многие
фирмы. И некоторые практически готовы анонсировать первые (понятно, что
несовершенные) девайсы, откликающиеся на прикосновение продавливанием экрана и/или
виброотдачей.
Еще
одна перспективная идея — «двойные дисплеи», дающие одновременно два
разных изображения для двух зрителей. Для водителя — навигация, для пассажира — интернет, офисная программа
или мультимедиа. Два изображения поступают на монитор одновременно, но с разных
углов обзора видны только те пиксели, которые формируют соответствующую данному
углу обзора картинку. Этой технологией начинала заниматься в свое время
компания Sharp, но до ума идею так не довела. Затем концепция «пошла по рукам»
и сегодня как никогда близка к серийному запуску. На выставке CES 2008
фирма Delphi демонстрировала полноценно действующий образец, а весной этого
года и Bosch представила свое видение —
концепцию Dual View, пообещав, что первый такой дисплей с диагональю 8’’
появится на одной из моделей некого европейского автоконцерна уже в 2009 году.
ТАК НУЖНО ЛИ НАМ CARPC?
CarPC
и то, что сегодня с ним вытворяют талантливые энтузиасты, чрезвычайно
интересно, удивительно и впечатляюще. Но однозначно утверждать, что
компьютер в автомобиле стопроцентно необходим всем автолюбителям, невозможно. Его практическая полезность, функциональность и способность адаптироваться к
любым задачам и целям очевидны, но все это море функций комплексно востребовано
далеко не каждым водителем.
Массовым
конкурентом популярного набора «магнитола + GPS на присоске» carPC пока не
стал, да и станет не скоро. Так что сегодня это все же в первую очередь хобби,
к которому каждый подходит со своими потребностями. Одни при помощи carPC ищут
решение конкретной задачи, другим хочется «чтоб было все и сразу!», третьим
вообще ничего не нужно, кроме технического творчества в чистом виде и
преодоления трудностей. Как бы то ни было, carPC развивается и будет
развиваться дальше, а во что он трансформируется — посмотрим вместе.
Компьютер Главный Даже Наши Эксперименты На |
взято здесь
Евгений Балабас
//Fri, 08 Aug 2008 16:04:00 +0400