Рецензия на фильм написана Анатолием, известным на данном форуме под никами "адвокат дьявола" и "меня нет"
В последнее время с каким то тяжелым сердцем идешь на русское кино.И вроде понимаешь,что безусловно старались,вложили уже немалые деньги,появились новые талантливые режиссеры,плеяда молодых артистов,кочучующих из фильма в фильм,но дальше желания "не хуже,чем у них" и готовых полуклипов полу порнохудожественных фильмов,а-ля боевики класса А,которых еще в 90-е наелся по самое горло,почему то никак не идёт.Из недавнего с теплотой можно вспомнить разве что Эйфорию,да Остров Лунгина.На этот фильм настроение было несколько настороженное (благо скоропортящихся низкопошибных ремейков американских фильмов наснимали уже достаточно,даже если речь идет о черно-белой еще классике-12 разгневанных мужчин)
На протяжении 2,5 часов 12 человек в убогом спортзале,без тени спецэффектов не позволяют даже подумать о том,чтобы взглянуть мельком на часы.Гармаш (образ воинствующего шовиниста пролетария,в котором без труда узнаешь процентов 50 нашего населения) делает мимикой больше,чем безумно пафосные компьютерные эффекты дозоров,тысячные массовки и пробиваемые РR которым в последнее время так любят делать инъекции в мозг всем и каждому,перед прокатом.Фильм буквально напичкан образами-горящее пианино и тлеющий учебник,как символы растоптанного детства,которого нет и не будет (вспомнился рассказ-"Трава,примятая сапогом",в котором маленькая девочка,которой по возрасту еще пеленать кукол,на слух отличала шрапнель от фугаса и деловито об этом рассуждала),воробей залетевший в спортзал и пробывший с героями до самого конца (как символ жизни и выбора в ней),иконка,пускавшая рябь по кинокартинке,собака,бегущая между БТРом и разрушенным зданием,под проливным,полюстровым дождем и много других.
Отдельно можно сказать об актерах.при том,что в фильме почти нет топовых актеров из первой обоймы,примелькавшихся до рези в глазах,Михалков ни чуть не слукавил,сказав на вручении в Венеции,спасибо гениальным русским актерам.За весь фильм ни разу не создалось впечатления недо или переигранности (чего уже тоже давно не припомнишь)Практически каждому Михалков дал свой монолог и не один не выбивается из общей картины.На монологах Гармаша и Маковецкого слезы уж если не наворачиваются,то уж точно где то на грани.Сразу скажу,не смотря на немалую долю юмора (зачастую беззастенчиво пошлого,но при этом странно гармонирующего с общей канвой) фильм тяжелый.Это не та картина,на которой хрустишь попкорном,развалившись в кресле.Фильм медленно,по нарастающей придавливает к земле,свербит и расшатывает что то внутри,после чего еще долго приходишь в себя.
Люди,выходили из зала молча,поникнув,с непередаваемыми лицами.Но это не топорная чернуха груза 200.Фильм заставляет задуматься,расшевелить и разворошить что то близкое у сердца (при условии конечно,что есть,что ворошить..) Как и любое неполуфабрикантное искусство,свою задачу-не оставить равнодушным выполняет на 100%. Ни о ком (все присяжные анонимны,без имен и фамилий) и о каждом (разноплановость персонажей позволяет собрать воедино кучу образов,с которыми сталкиваешься день)-фильм действительно гениален,без оговорок и умалений.Если любить настоящее кино (именно кино,а не то,чем в последнее время это слово назойливо подменили) и не бояться быть этим фильмом затронутым,идти на него безусловно стоит.чего всем искренне и желаю.